Эволюция скульптуры от средневековья к возрождению

Значит ниже мы имеем эволюцию скульптуры от средневековья к возрождению на примере Моисея. Как вы можете видеть, поначалу скуптуры являлись в первую очередь разновидностью колонны, они соответствовали архитектурной функции по форме. Потом скульптуры уже стали потихонечку отделяться от архитектурного контекста, они уже только условно являются частью общего ансамбля: ниша вокруг Моисея на третьей картинке уже чисто условная; однако мы все равно еще не можем обойти скульптуру со всех сторон.

И, наконец, на последней картинке мы видим, что зритель может обойти скультпуру вокруг. Такое изменение в индивидуальности скульптуры шло параллельно с точностью телесных деталей: в средневековье и тело, и лицо одинаково вписываются в общую вытянутость; в начале XV века лицо подробно, но одежда – условна; и потом уже телу уделяется не меньше внимания, чем лицу.

Тут важно заметить, что не смотря на прогресс в реализме, скульптуры вродолжали помещать в ниши, как было принято ранее (пример: Аполлон и Дафна Бернини, вообще уже XVII век). Это вообще очень забавно, наблюдать, как старые готические и византийские мотивы продолжали влиять на искусство возрождения.

Эволюция скульптуры от средневековья к возрождению

Эволюция скульптуры от средневековья к возрождению

a) (2ой) Master Matteo, Portico de la Gloria, Santiago de Compostela (XII)
b) (2ой) Chartres cathedral (1205)
c) Claus Sluter, Well of Moses (~1400)
d) Michelangelo (1512)

Про Моисея необходимо добавить, что вот эти рожки, которые, вероятно, послужили распространению антисемитского стереотипа, что у евреев есть рога. Так вот, рожки эти – из-за неправильного перевода слов про _сияние_, которое исходило от лица Моисея после получения Торы. В этом плане очень любопытно, как уже в современные времена Марк Шагал наприсовал Моисея: рожки преобразовались в два луча света. Дань традициям, но и ясно осознание неточности перевода. Хотя это все мои домыслы.

Комментарии запрещены.

Поиск