Самара Морган – девочка из колодца
Самара Морган – Девочка из колодца. Она посетила меня во сне ещё до того, как я увидела этот фильм целиком. Некоторые образы захватывают меня с первого же упоминания о них, как явления чистейшего зла или страдания. В том сне я осознавала, что лежу в кровати на левом боку, и вижу комнату в серо-синей дымке. И ощущала на себе ледяное веяние то ли сквозняка, то ли “её дыхания”, как я в том сне поняла.
В японской версии – Садако Ямамура (любопытно, в романе этот персонаж – гермафродит, фактически парень с женской внешностью – о как, только что узнала). К тому же у Садако был реальный прототип – девушка, обладавшая некоторыми её экстрасенсорными качествами. Но в данном посте речь только о фильмах и моих впечатлениях.
При жизни Самара обладала массой интересных качеств, не спала ни разу в жизни, могла часами сидеть или стоять на одном месте. Внушала пугающие образы и могла проявлять на фотоплёнке нужные ей изображения (если не ошибаюсь – фотокинез – способность управлять светом. Или же проекционная термография). Видимо, некоторые эти качества наследовались её призраком, смогла же она записать на кассету тот маленький шизофренический фильмец.
Признаться, более окутанного тайной персонажа я не встречала. Не знаю, как авторы закрутят сюжет третьего фильма, как объяснят появление феномена Самары. Надеюсь, не испортят атмосферы, созданной первыми двумя частями. В любом случае – Самара-призрак вызывает у меня больше сочувствия, чем её жертвы. Она как символ платы за все преступления взрослых против детей.
В японской версии мать Садако отнесла свою новорожденную дочь под скалу, куда такие же матери уносили нежеланных детей, чтобы бросить их там и позволить приливу погубить их. Младенец пролежал в одиночестве на этом месте гибели сотен себе подобных, кажется, сутки. После мать одумалась и вернулась за ней. Но этих суток хватило, чтобы ребёнок превратился в чудовище.
В американской версии жестокость матери по отношению к новорожденной Самаре объясняется ясновидением матери, которая знала, что некое существо, вышедшее из вод другого мира, вселилось в её дитя. Наверное, и у приёмных родителей был повод убить Самару. Это не умаляет чувства жуткого одиночества больной, всеми отвергаемой девочки. Которую сперва принудили жить на чердаке в полной изоляции, затем заперли в колодце, оставив умирать в тоске и безумии.
Как бы ни была фантастична идея фильма, таких детей, как Самара, более чем достаточно. В фильме родителей не наказали за жестокое обращение с девочкой, никому не было до неё дела. Никто не попытался отыскать её тело, хотя если бы хоть кто-то позаботился, её можно было бы спасти.
В какой-то деревеньке умер 4-хлетний мальчик. Он жил в собачей будке, собака делилась с ним едой, которую иногда подбрасывали вечно пьяные родители. Но от недоедания мальчик умер. О том, как с ним обращались, знали все соседи. Самара, где ты? На прошлый Новый Год в Ростове замёрз насмерть годовалый мальчик, родители бросили его в гараже, где жили, и отправились праздновать. Самара, где ты?
Она как символ границы между жизнью и смертью, между любовью и отречением, между миром взрослых и миром детей. На свете нет более бесправного существа, чем ребёнок. По исследованиям, проведённым несколько лет назад, подавляющее большинство детей живут за чертой бедности (по уровню трат на них родителей).